Лев Додин: «26 июня будет озвучен приговор всей художественной жизни России»
Художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Абрамович Додин с присущей ему жесткостью и бескомпромиссностью формулировок описал подлинную суть дела Седьмой студии и его последствия.
Современный театр благодаря журналу ТЕАТР. публикует эту речь полностью.
Как стало известно редакции журнала, накануне окончательных слушаний по делу Седьмой студии, которые состоялись 22 июня, Лев Додин обратился с личным письмом к министру культуры Ольге Борисовне Любимовой. Также Додин направил письмо судье Мещанского районного суда О.А. Менделеевой с пожеланием, чтобы этот текст прозвучал на процессе как речь некоего общественного защитника, но письмо не было оглашено.
Сегодня мы публикуем другой текст художественного руководителя МДТ – Театра Европы Льва Додина. Текст письма опубликован без сокращений, в том виде, в каком он поступил в редакцию журнала ТЕАТР.
Лев Додин:
– Кажется, мы сегодня еще неспособны в полной мере оценить и осознать то, что произошло 22 июня в годовщину начала Великой Отечественной войны, в Мещанском суде города Москвы. Впервые в истории новой России, 30-летие которой мы будем отмечать в следующем году, если, конечно, сможем перенести охватившую весь мир трагедию новой «черной смерти» – явления человечеству коронавируса – впервые в истории новой России официальный представитель государства, а прокурор – это высокий представитель государства, потребовал многолетнего тюремного заключения Художнику, Творцу, Режиссёру в наказание за его Творчество. Да, это именно так, потому что в рамках «Платформы», осуществленной по прямой просьбе и заказу государства, утвержденного лично Президентом России, в рамках Платформы была создана целая серия художественных произведений, проведено множество художественных встреч, семинаров, художественных исследований. Этим огромным волевым творческим усилием огромного количества людей был дан интенсивный толчок развитию театрального искусства нашей страны, вовлечению в процесс художественного осмысления действительности многих новых молодых профессионалов и немалого количество абсолютно новых масс зрителей, слушателей, ставших ценителями искусства – для духовной жизни России последнее особенно важно.
Но! Оказывается, вся эта созидательная творческая работа совершена не по правилам. Была нарушена и, может быть, даже грубо нарушена финансовая дисциплина. Художник и его соратники не по правилам приобретали карандаши, чтобы рисовать, правила предписывают вообще рисовать не карандашом, а пером, для создания картин были использованы не те кисти, рояль, на котором издавались завораживающие звуки, был куплен не по правилам. Рояль был куплен. Талантливый пианист был приглашен, исполнение оплачено, музыка исполнена, но не по правилам покупки рояля и оплаты искусства пианиста. Спектакли были рождены, описаны российской и зарубежной прессой, вызвали интерес и были замечательно приняты зрителями, но спектакли были созданы не по правилам. Декорации были произведены раньше, чем получено разрешение на их производство. Искусство вообще редко рождается по правилам. Но искусство оставалось и остаётся, а правила меняются и отменяются. Причем, в нашем случае меняются и отменяются почти каждый год. В 2012 они были одни, в 2014 – другие, в 2015, спустя год после завершения художественного проекта «Платформа», стали третьими. Правила созидания вообще-то сочиняются людьми, не созидающими ничего, кроме правил. Сочиняются чаще всего так, чтобы ничего создать было невозможно. В лучшем случае, чтобы создать можно было как можно меньше. Тем не менее, правила существуют. Тем не менее, значит, правила надо выполнять. Так, пожалуйста, укажите на нарушение правил, административно строго накажите тех, кто, реально создавая что-то, эти правила нарушил, оштрафуйте в конце концов, и отберите часть вознаграждения, полученного художником. Но сажать художника за нарушение правил при создании художественного произведения в тюрьму – это и значит сажать за творчество и за его плоды.
И это кощунственно, и это опрокидывает нас в совсем другие исторические обстоятельства и времена.
Боюсь, мы не способны себе даже представить, что все мы почувствуем 26-го июня, если и когда на художника, его сотрудников и пришпиленную ни с того ни с сего к проблеме талантливую сотрудницу Министерства культуры Соню Апфельбаум будут надеты наручники, и они будут уведены из зала суда в тёмную неизвестность будущей несвободы. Не покажется ли нам, что это уводит во мрак несвободы каждого из нас? Сможем ли мы работать, сможем ли мы, извините за высокий слог, пытаться отдаваться вольному вдохновению? Не уверен.
Мало того, 26-го июня, если и когда будет заключен в наручники Кирилл Серебренников, художник навсегда будет отлучен от творчества, сосчитайте – 6 лет и 3 года запрета на профессию – и целый театр – огромный художественный коллектив Гоголь-Центра будет разрушен, так как Гоголь-Центр не может жить без своего создателя и художественного лидера. Вот и получается, что 26-го июня будет озвучен приговор российскому театральному искусству, значит, и всей художественной жизни России. Еще вчера такое не могло присниться даже в самом страшном сне. Мы знаем, что в нашей стране правосудие абсолютно независимо – остается молиться, чтобы эта независимость шепнула на ухо судье Мещанского суда Олесе Анатольевне Менделеевой, что 26-го июня она озвучит вердикт, который войдет в историю России, как вошли в историю вердикты по делу Бродского, Мейерхольда и многих других. Остается молиться, чтобы Олеся Анатольевна Менделеева вписала в историю русской культуры, полной трагедий и несправедливости, обнадеживающе светлую страницу.
#сitates@protheatre